12

Смежная специальность

современного родителя –

это Интернет-Ангел Хранитель

 

Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время категорию «педагогическая технология» понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое понимание категории «педагогические технологии» разделяют и психологи. Следовательно, планомерное и последовательное обучение безопасному поведению детей в интернете так же можно отнести к психолого-педагогическим технологиям.

Актуальность проблемы безопасности детей в Интернете подчёркивается даже фирмами, создающими сами информационные технологии. Как пишет Дергунова О. К., президент Microsoft в России и СНГ: «Скорость распространения информационных технологий в наши дни становится все стремительнее. Сегодня мы говорим уже 600 миллионах пользователей персональных компьютеров, и в ближайшей перспективе эта цифра может превысить 1 миллиард. Компьютер широко используется не только на рабочем месте, но и в быту, дома, на отдыхе. Причем для домашнего использования персональные компьютеры приобретаются в гораздо больших объемах, нежели для организаций. Это общемировая тенденция, и наша страна не является здесь исключением. Развитие информационных технологий открывает новые горизонты для нашей молодежи, для подрастающего поколения. В этой связи важно помнить, что дети должны быть защищены от угроз информации агрессивного характера, существующей, к сожалению, в сети Интернет».

Международный характер проблемы подчёркивает Демидов А.А., заместитель председателя Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»: «Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» создана в качестве основы для международных дискуссий о политических, правовых, этических и социальных проблемах, связанных с построением глобального информационного общества, а также для подготовки проектов, ориентированных на обеспечение всеобщего доступа к информации. Эта деятельность заключается, в том числе и в достижении согласия в отношении принципов, применимых к киберпространству. Сегодня информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют беспрецедентные возможности для детско-юношеского обучения и творчества. В то же время серьезной проблемой во всем мире стало злоупотребление плодами ИКТ и их использование для совершения преступлений против детей. К настоящему времени проблема безопасности детей в Интернете, без преувеличения, стала глобально значимой проблемой. Вся семья международных организаций системы ООН уже более десяти лет занимается ее решением. Лидеры по внедрению информационных технологий в повседневную жизнь и нормативному регулированию информационных отношений – США и Европейский союз – уже вплотную столкнулись с необходимостью решения всего спектра проблем: как регулировать доступ детей в Интернет и контролировать их пребывание в Интернете? Как защищать детей от преступных действий со стороны злоумышленников, которые очень активно используют Интернет для своих вредных, незаконных и аморальных целей?».

Совет Федерации также собирается законодательно поддержать безопасность подрастающего поколения в Интернете. «Сегодня грамотность детей в вопросах безопасного поведения в Сети остается достаточно слабой», — отметила председатель комиссии Совфеда по развитию информационного общества Людмила Бокова. «Во многом это обусловлено отсутствием в школьных программах соответствующих блоков и курсов. Не хватает цифровой компетентности и у педагогов. Мы предлагаем министерству образования проработать данный вопрос и защитить детей в интернете», — отметила сенатор.

В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения (например, 25-й кадр для изучения иностранных языков; метод быстрого обучения навыкам машинописи), групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Так, например, большое распространение получили тренинги на предприятиях – деловые игры для выработки и стимулирования определенных качеств и навыков сотрудников.

Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Как метод они получили распространение в 70-е годы XX века. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модификации обучающих игр. Так, при подготовке офицеров применяются военные игры, для актеров существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей – специальные тренинги.

Обучающие игры выполняют 3 основные функции:

Инструментальная: формирование определенных навыков и умений;

Гностическая: формирование знаний и развитие мышления учащихся;

Социально-психологическая: развитие коммуникативных навыков.

Каждой функции соответствует определенный тип игры. Инструментальная функция может выражаться в игровых упражнениях, гностическая – в дидактических, последняя – в ролевых играх.

Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям:

  1. 1.Игра должна соответствовать целям обучения;
  2. 2.Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию;
  3. 3.Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры;
  4. 4.Возможность использования творческих элементов в игре;
  5. 5.Преподаватель (психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.
  6. 6.Любая обучающая игра состоит из нескольких этапов:
  7. 7.Создание игровой атмосферы. На данном этапе определяется содержание и основная задача игры, осуществляется психологическая подготовка ее участников;
  8. 8.Организация игрового процесса, включающая инструктаж - разъяснение правил и условий игры участникам - и распределение ролей среди них;
  9. 9.Проведение игры, в результате которой должна быть решена поставленная задача;
  10. 10.Подведение итогов. Анализ хода и результатов игры, как самими участниками, так и экспертами (психологом, педагогом).

Следует отметить, что в обучающих играх используется не только игровой метод как таковой. В процессе игры можно применять групповую и индивидуальную работу, совместное обсуждение, проводить тестирование и опрос, создавать ролевые ситуации. Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы – анкетирования, социометрии, «мозгового штурма» и др.

Основываясь на вышесказанном, логично выбрать для обучения детей безопасному поведению в сети Интернет именно игровые приёмы и методы. Именно в возрасте 10-12 лет (5-6 класс) школьник все больше времени проводит возле компьютера, тянется в виртуальное пространство и все меньше делится проблемами со своими родителями.

Для достижения эффективности часть работы педагога-психолога должна быть направлена на профилактическую работу с классом, строиться с использованием игровых приёмов, адаптированных специально к обсуждаемой теме. Для усиления эффекта, необходимо проведение тематических родительских собраний для родителей этих школьников. На собрании родители знакомятся с технической стороной вопроса (опасности в сети Интернет и технические средства защиты) и с педагогической (принципы общения с ребенком в профилактических целях и в уже случившихся проблемных ситуациях). Также необходимо провести ряд мероприятий с целью закрепления пройденного материала учащимися.

В результате проведенных мероприятий, учащиеся получают целостное представление о безопасности в сети интернет, по-новому смотрят на свое поведение в социальных сетях. Родители – получают полезные инструменты для профилактики возможных проблем и представление о конструктивном поведении при появлении таковых. Занятия вызывают огромный интерес у всех участников. Технология обучения безопасному поведению в Интернете отвечает острейшим запросам современности, соответствует интересам участников образовательного процесса и широкой общественности. Вместе с тем, на современном этапе реализация этой технологии специалист может столкнуться с рядом проблем. Даже самые лучшие и передовые технологии – как информационные, так и психолого-педагогические – без адекватной организации учебного процесса могут оказать обратное, порой разрушительное, воздействие, поэтому для качественного и предсказуемого результата недостаточно просто внедрить их в процесс обучения, наряду с творческим подходом к делу. необходима  психологическая и техническая подготовка специалиста.

Дмитрий Нестеренко (педагог-психолог).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ