12

"Самый простой и быстрый способ привести младенца к депрессии и отчуждению - не трогать, не брать на руки и не носить его на себе."

Джеймс В. Прескотт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нередки случаи, когда родители стремятся как можно раньше отдать ребенка в детский сад – с полутора лет, а бывает и более младших, чтобы мама имела возможность выйти на работу, зарабатывать, развиваться… Но как при этом чувствует себя младенец (ребенок до трех лет), который не отделяет себя от мамы, для которого так необходимы прикосновения родных, их любовь и забота, несложно догадаться. Каковы же последствия дефицита любви и прикосновений?

 

Нейрологические исследования показали, что прикосновения необходимы для роста и развития человека, и недостаток прикосновений вредит не только индивиду, но и обществу в целом. Для здоровья необходимы человеческие прикосновения и любовь. Недостаток сенсорных стимулов и прикосновений в раннем возрасте приводит к выделению кортизола, гормона стресса, который отравляет среду мозга и может повредить определенные мозговые структуры. Для младенцев же касание равно любви; у младенцев, которые окружены безусловной любовью, развивается здоровый мозг.

В раннем возрасте из наиболее важных условий для выживания и здорового развития является тактильный контакт. Все матери среди млекопитающих инстинктивно знают это, и если связь мать-дитя успешно устанавливается, мать обеспечивает непрерывное ласковое касание. Это у животных, а у нас, у продвинутых людей, главное – развивать ребенка как можно разнообразнее. А любить? А поговорить спокойно с ребенком? Где гармония?

Психотерапевт Ж. Ледлофф, проведя два с половиной года в племенах южноамериканских индейцев, где в отношениях между взрослыми и детьми царит полная гармония, которой так не хватает в цивилизованном обществе, в корне пересмотрела свои европейские взгляды на воспитание детей. Книгой «Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности», она пытается донести до читателей, что если мы будем обращаться с детьми так, как это делали наши предки на протяжении тысячелетий, наши малыши будут спокойными и счастливыми.

Ж. Ледлофф напоминает родителям о том, как важно, воспитывая ребенка, прислушиваться к собственной интуиции, а не к советам «экспертов» в области ухода за детьми. Выходит, мы – цивилизованные люди – проигрываем в счастье, в любви к родным детям индейцам из Латинской Америки, отводя в среднем (ссылаясь на статистические данные) на общение с ребенком 17 минут в день, ПОЛУЧАЯ КАПРИЗНЫХ, ВЫПРАШИВАЮЩИХ К СЕБЕ ЛЮБВИ И ВНИМАНИЯ ДЕТИШЕК. Какой же выход? Он прост. Мы разучились любить. Вспомним выражение доктора Артура Янова «Целуйте ребенка - и его мозг будет развиваться». Янов считает, что самые ранние прикосновения играют главную роль в развитии здорового мозга. «Независимо от действующих нейрохимикатов (neurojuices), ясно, что недостаток любви изменяет химические вещества в мозге и в итоге может изменить структуру мозга». Без любви все – ничто. Воспитание без любви делает человека двуликим. Обязанность без любви делает человека раздражительным. Ответственность без любви делает человека бесцеремонным. Справедливость без любви делает человека жестоким. Правда без любви делает человека критиканом. Ум без любви делает человека хитрым. Приветливость без любви делает человека лицемерным. Компетентность без любви делает человека неуступчивым. Власть без любви делает человека высокомерным. Богатство без любви делает человека жадным. Вера без любви делает человека фанатиком. Есть только одна преображающая сила - любовь.

Любовь немыслима без прикосновений. Прикосновение – это не просто поверхностное физическое касание участка кожи. Нередко оно оказывает на человека сильное эмоциональное воздействие. В коже человека расположено около пяти миллионов тактильных рецепторов. Вся информация о разнообразных прикосновениях поступает в головной мозг человека и влияет на его сигналы разным системам организма. Дружеская ладонь на плече может нормализовать кровяное давление. Если вы попросите близкого человека положить легко одну ладонь вам на лоб, а другую – на шею, под подбородок, то через несколько минут почувствуете, что избавились от сильной усталости или стресса. Любящее прикосновение стимулирует повышенный выброс в организм эндорфинов – естественных обезболивающих средств, «гормонов удовольствия». Поэтому, когда мать обнимает плачущего ребенка, ободравшего коленку, обещая, что боль скоро утихнет, его боль действительно утихает. Непрерывное длительное поглаживание может дать еще больший эффект. Массаж способен улучшить лимфообращение, а, следовательно, и работу иммунной системы организма и снизить уровень так называемых «гормонов стресса». Руки любящего родителя, знающего даже немного приемов, могут принести гораздо больше пользы, чем руки знающей, но формально относящейся к своей работе массажистки.

 Рекомендуем практиковать для гармонизации детско-родительских отношений упражнение «Тополиный пух». Пусть ваш ребенок лежит в удобной для него позе. Включите спокойную негромкую музыку и предложите ему поиграть в необычную игру. Начните с мягких, нежных, медленных прикосновений к телу. Пусть ваши прикосновения будут хаотичными. Прикоснитесь к голове, затем к пяточке. Пока одна ладонь лежит на теле ребенка, другая плавно переносится на новое место, например на локоточек, а затем на животик. Избегайте в начале упражнения прикосновений к участкам тела, где ребенок может почувствовать щекотку (это свидетельствует о наличии напряжения, недостаточном расслаблении. В расслабленном состоянии прикосновения не будут щекотными для ребенка). Продолжительность упражнения – от 3 до 15 минут, в зависимости от вашего состояния и реакции ребенка. Успешность и действенность этого упражнения зависит от соблюдения следующих правил:

 

  1. Не суетитесь. Любые прикосновения, любые взаимодействия с телом должны быть спокойными, умиротворенными.
  2. Все прикосновения должны быть минимальными по силе и амплитуде (как прикосновения пушинок).
  3. Очень важна ваша внутренняя готовность. У вас должны быть не только нежные теплые руки, но и спокойное уравновешенное состояние. Вы – одно целое с ребенком, который чутко реагирует на малейшие изменения вашего настроения. Будьте сконцентрированы на том, что делаете, – только тогда эффект упражнения будет максимальным.

Любите друг друга! Уважаемые родители, любите детей! Обнимайте их, играйте с ними!

Любить — это прежде всего отдавать.

Любить — значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку… (Э. Асадов)

 

Материал подготовила Наталья Васильевна Безъязыкова.

Перейти к тренингу "развитие через прикосновения".

Боди-тренинг: "Развитие через прикосновение"

фотографии с Боди-тренинга

Комментарии   

 
Светлана
+1 # Светлана 23.12.2012 11:08
Очень интересная статья! "Любить — это прежде всего отдавать".
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ