12

 

Психологическое сопровождение обучающихся младших классов.

    У младших школьников тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения, то есть с близкими взрослыми.  Таким близким взрослым для него может оказаться и учитель. Младший школьный возраст традиционно считается “эмоционально насыщенным”. Это связано, во-первых, с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций; во-вторых, в этом возрасте нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. Живость непосредственного проявления чувств маленьким школьником является для педагогов не только ценным признаком, характеризующим эмоциональную сферу ученика, но и симптомом, говорящим о том, какие качества эмоциональной сферы надо развивать, а какие необходимо корректировать. Исходя из вышесказанного, хочу отметить актуальность на сегодняшний день проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Поэтому мы поставили перед собой цель – разработать эффективную модель сопровождения младших школьников, способствующую сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

            Одним из важных компонентов психологического сопровождения является изучение учащихся начальной школы. Мы для изучения подобрали методики, позволяющие выделить тревожных детей, изучить личностные характеристики ребенка, оценить самооценку ребенка, его самоощущение в мире: тесты цветового выбора М. Люшер; тесты Тэммл, Дорки, Амен; проективные методики: “Рисунок семьи”, “Дерево”; методика А.П. Венгера; анкета для оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов Н.Г.Лускановой; для родителей: методика анализа семейного воспитания АСВ; шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина.

    Данные эмпирического исследования за последние четыре года, показали, что ежегодно в МОУ лицей поступают дети уже с высоким уровнем тревожности. Причем, по тестам интеллектуального развития, эти дети показывают высокий и средний уровни. Результаты диагностики, проводимой в период адаптации обучающихся к 1 классу (в октябре – ноябре месяце), также заставляют задуматься. Наиболее стабильным показателем из года в год остается “преобладание отрицательных эмоций”. Фактор “хроническое переутомление” имеет тенденцию к снижению. А по фактору “перевозбуждение” показатели не стабильны и зависят от года набора (возможные причины – стиль общения педагога).

    По полученным данным с учителями по каждому ученику, составляющими “группу риска”, проводилось собеседование, где определялся дальнейший путь их педагогического сопровождения

    С детьми данной “группы риска” проводились занятия на снятие напряжения, формирование эмоциональной устойчивости. В конце первого класса вновь проводились исследования эмоционального фона. По результатам на втором году обучения снова формировалась группа, и проводились занятия с этой группой. Но результаты диагностики эмоционального состояния после окончания второго класса заставили задуматься.

    Это привело меня к мысли, что проводимые мероприятия: определение педагогического сопровождения ребенка, а также развивающие занятия с ребенком влияют на изменение эмоционального состояния ребенка, но только это единично.

   В 2009-2010 учебном году мною было проведено исследование, в котором приняли участие 86 учащихся третьих классов 9–10 лет, а также их родители. Цель исследования: определить зависимость уровня тревожности детей от сформировавшейся тревожности матерей. Я остановлюсь на основных выводах: уровень тревожности детей зависит от сформировавшегося уровня личностной тревожности матерей. И мы доказали это на статистически значимом уровне.

    С возрастом матери менее склонные транслировать ребенку свое эмоциональное состояние в определенный момент времени. Влияние на ребенка оказывает лишь тревожность матери, как свойство ее личности.

   Наличие нормального уровня тревожности у матери требует от нее больших затрат нервно-психического напряжения. Все эти выводы привели меня к мысли, что психологическое сопровождение учащихся начальной школы ради сохранения их психологического здоровья должно строиться по иным принципам. И я выделила основные из них: есть множество факторов, влияющих на формирование высокой тревожности у ребенка. Из них есть те, которые мы изменить не в силах, например, состояние развития общества, экологическая обстановка и т.д., а есть такие, как семейные отношения, стиль педагогического общения, эмоциональное развитие ребенка, оказывая влияние на которые, при определенных стечениях обстоятельств мы можем изменять общую картину.

  На психодиагностическом этапе необходимо не только выявлять детей, для которых характерна повышенная тревожность, но и проводить исследования стиля семейного воспитания. По результатам фронтальной диагностики определяются учащиеся “группы риска”, с которыми должны проводиться индивидуальные занятия по определенной для каждого программе. С учащимися, не попавшими в “группу риска”, следует проводить психопрофилактические мероприятия. Для родителей необходимо разработать систему работы, направленную на просвещение и психопрофилактику тревожности у детей. Проводить психопрофилактические мероприятия с педагогами. Строя систему сопровождения младших школьников по этим принципам с 2010–2011 учебного года, мы смогли увидеть, что процент детей с повышенным уровнем тревожности уменьшился. На консультацию приглашались родители, где индивидуально выяснялся стиль семейного воспитания, родителям объяснялось, к каким последствиям – отклонениям в развитии ребенка может привести нарушения семейного воспитания. Давались рекомендации.

С началом использования новых подходов к психологическому сопровождению учащихся начальной школы у большего количества учащихся наблюдается улучшение эмоционального состояния. На 32% снижается количество учащихся, у которых преобладают отрицательные эмоции. Конечно, процент учащихся, у которых улучшилось эмоциональное состояние, не слишком высок, но за каждой цифрой – живой человек, которому стало легче учиться, общаться со сверстниками.  

    Таким образом, диагностическое отслеживание уровня эмоционального развития показало эффективность проводимой работы по психологическому сопровождению младших школьников как фактора сохранения психологического здоровья.

   Перейдем к описанию непосредственно психологического сопровождения, включающего развивающие занятия с детьми и психологическое просвещение и профилактику родителей и учителей.

Коррекционно-развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы школьного психолога с детьми. Содержание   коррекционно-развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

    При создании программы, я ориентировалась на групповую форму работы как на более эффективную с точки зрения психологических результатов, так и более экономичную. Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем на занятиях я стараюсь активно использовать метод сказкотерапии – один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

Психологическое просвещение проводится в двух руслах: педагогов и родителей.  Психологическое просвещение педагогов направлено на создание таких условий, в рамках которых педагоги могли бы получить профессионально и личностно значимое для них знание.     В моей модели основной принцип просвещения педагогов – органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Поэтому психологическое просвещение педагогов проходит через: выступления на методических объединениях по проблеме; организацию семинаров-тренингов по проблеме; организацию круглых столов (по результатам диагностики, по проблеме адаптации и т.д.), тренинги личностного роста для педагогов.

     В своей модели психологического сопровождения младших школьников цель просвещения и консультирования родителей – создание социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения, создание ситуации сотрудничества и реформирования установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка. Психологическое просвещение родителей проходит через: групповое консультирование в рамках родительского собрания с целью повышения психологической компетентности родителей в тех вопросах, которые актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития.

    Перед началом развивающей работы обязательно рассказываю родителям о ее целях и задачах, даю определенные задания родителям по наблюдению за детьми в период психологической работы. Тренинги для родителей с определенной тематикой. Так в начале 1-го класса проводится тренинг “Наши общие цели и задачи”, позволяющий познакомить родителей друг с другом, выработать мнение, что развитие и воспитание ребенка – это общая задача семьи и школы, что только сотрудничество школы и семьи даст положительные результаты. Чаще всего после проведения данного тренинга учителя начальных классов вместе с родителями составляют план воспитательной работы на год. В конце 1 класса проводится тренинг “Отметка. Оценка. Самооценка”. Цель которого: дать возможность родителям почувствовать, как видит ребенок сложившуюся семейную ситуацию и как ощущает себя в ней; выработать у родителей навыки общения с ребенком, глядя на мир его глазами, навыки психологической поддержки ребенка. После проведения тренингов увеличивается количество обращений родителей за консультацией по проблеме.

  Психологическое консультирование родителей чаще всего проводится как помощь в организации эффективного детско-родительского общения. Но бывают и ситуации, когда консультирование родителей является поводом для получения дополнительной диагностической информации от родителей о влиянии семейной ситуации на благополучие ребенка в школе. В любом случае, итогом консультирования родителей бывает договор о совместных действиях родителей и психолога в решении задач сопровождения ребенка в период его обучения в школе.

Итак, подводя итоги проделанной работы, мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

    Детей нужно тренировать, настраивать на здоровый образ жизни. Постепенно процесс воспитания здоровой психики должен перейти в ее         самовоспитание. Эмоциональная составляющая отношения к здоровью полнее всего раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Именно для младшего школьного возраста очень значимы факторы среды как источник риска нарушения психологического здоровья. Для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

Наталья Фомина

 

 

Комментарии   

 
Елена К.
+1 # Елена К. 11.08.2012 12:54
Наталья, посоветуйте пожалуйста толковую литературу по данному вопросу.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Наталья Фомина
0 # Наталья Фомина 13.08.2012 08:03
Елена, для меня до сих пор актуальна не новая, но что называется "на все времена", книга Битяновой М.Р. со товарищи "Работа психолога в начальной школе". Также нравится её книга "Практикум по психологическим играм с детьми и подростками" - игры хорошо воспринимаются детьми и помогают компактно провести диагностику и коррекцию.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
 
Марина
0 # Марина 24.01.2013 15:15
Спасибо Наталья, давно хотела что-нибудь подобное прочесть.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

МБУК Федеральный портал "Российское образование" ГОСУСЛУГИ